Куда жаловаться на задержку зарплаты?

Почти каждый работник хоть раз в жизни сталкивался с нарушением трудовых прав со стороны своего начальника, например, несвоевременной выплатой заработной платы, сверхурочной работой или необоснованным увольнение. Отстоять свои законные права и интересы можно, изучив действующие нормы трудового законодательства и обратившись в соответствующие контролирующие инстанции.

В данной статье мы ответим на следующие поставленные вопросы: что может послужить основанием для подачи жалобы на работодателя? куда следует обращаться в случае задержки зарплаты? как составить само заявление? возможно ли пожаловаться анонимно? Читайте далее.

Основания

В соответствии с действующими нормами трудового законодательства, любой работник вправе пожаловаться на работодателя, если его трудовые права и интересы каким-то образом нарушаются. Основанием для обжалования при этом могут стать:

  • Необоснованная задержка, уменьшение или невыплата заработной платы;
Вниманиеattention
Согласно Трудовому Кодексу, работодатель обязан выплачивать зарплату: не реже двух раз в месяц, соблюдая равный промежуток времени между выплатами.
  • Необоснованный отказ в предоставлении положенных по закону отпускных дней;
  • Неприемлемые условия труда;
  • Неправомерное увольнение;
  • Отказ выплачивать дополнительные финансовые премии, положенные по закону (за неиспользованные дни отпуска и т.д.);
  • Несоблюдение норм безопасности и охраны труда;
  • Сверхурочная работа (после окончания основного рабочего времени, на выходных или праздниках) без доплаты и согласования с самим работником;
  • Отказ возвращать трудовую книжку в последний день перед увольнением.

При наличии одного или сразу нескольких из перечисленных оснований, работник может подать жалобу в одну из контролирующих инстанций, о которых мы поговорим в следующем разделе.

Инстанции обращения

Разобравшись с основаниями для подачи жалобы на начальника, остановимся на рассмотрении одной из них, а именно — задержки зарплаты. Куда следует жаловаться на это?

В первую очередь следует знать, что существует досудебный и судебный способ урегулирования конфликтной ситуации, возникшей на рабочем месте. Однако, законодательство не оговаривает, в каких случаях лучше прибегнуть к первому варианту урегулирования спора, в каких ко второму, оставляя окончательное принятие решения на усмотрение самого работника.

Так, пожаловаться на задержку заплаты можно в одну из следующих инстанций:

  • комиссия по трудовым спорам;
  • трудовая инспекция;
  • прокуратура;
  • суд.
Инфоinfo
Подавая жалобу на задержку заработной платы, в качестве одного из её требований может выступить истребование с работодателя дополнительной денежной компенсации за каждый день просрочки положенных выплат по зп.

О возможности подачи анонимного претензионного ходатайства читайте в следующем разделе.

Возможна ли анонимная подача?

Чаще всего, причина подачи анонимной жалобы продиктована нежеланием подчиненного терять работу и портить отношения со своим работодателем. Помимо этого работник может опасаться каких-то неприятных последствий для себя в случае, если работодатель узнает, кто именно инициировал проверку со стороны контролирующих органов.

Однако, в соответствии с действующим законодательством, при подаче жалобы (независимо от инстанции обращения) указать информацию, идентифицирующую  личность работника (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, занимаемая должность) всё-таки придется. Анонимные жалобы рассмотрению не подлежат.

Инфоinfo
В самом заявлении работник может указать просьбу не разглашать данные о нем в ходе проверки. Однако, окончательное решение относительно удовлетворения данной просьбы будет  принято самими работниками контролирующего органа.

Составление документа

При обращении в одну из перечисленных инстанций заявителю придется составить письменное ходатайство. Несмотря на то, что жалоба на работодателя не имеет установленной формы, при её составлении следует придерживаться следующих структурных и содержательных особенностей:

  • В «шапке» указываются данные работодателя (ФИО, название организации, в которой он занимает руководящую должность), а также личные данные работника (ФИО, должность, контактная информация), который выступает инициатором подачи претензионного ходатайства;
  • Название документа, а именно — «Жалоба на задержку зарплаты»;
  • В основной части прописывается: суть подачи заявления (в данном случае, задержка заработной платы), законодательные ссылки, подтверждающие правомерность обращения и факт нарушения трудовых прав работника (статьи Трудового и Гражданского Кодексов РФ),  точные даты, когда выплаты должны были поступить и промежуток времени, в течение которого их задерживают;
  • В части «Требования» заявитель указывает прошение по отношению к уполномоченному органу. Например, организация проверки учреждения, привлечение работодателя к административной ответственности, выплата дополнительной денежной компенсации за дни просрочки и проч.;
  • В части «Приложения» указываются прилагаемые к жалобе документы, подтверждающие изложенные в основной части документа факты и обстоятельства;
  • В конце проставляется личная подпись заявителя, а также дата составления документа.

Перечень документов

К готовой жалобе заявитель должен приложить следующий перечень документации:

  • Трудовой договор/договор найма;
  • Ксерокопия трудовой книжки;
  • Ксерокопия паспорта РФ;
  • Приказ о назначение на конкретную должность;
  • Другие дополнительные документы (расчетные документы, справки, переписки и т.д.).

Способы подачи

Независимо от инстанции обращения, доставить составленную жалобу до пункта назначения можно одним из следующих способов:

  • Личный визит;
  • Почтовым отправлением с возможностью уведомления о получении;
  • Через официальный портал выбранной инстанции (если таковой у неё есть).

Сроки

Что касается срока исковой давности, то, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, на разрешение трудовых конфликтов отпускается три месяца. Отсчет этого срока начинается с момента, когда работник узнает о том, что его трудовые права были нарушены (или должен был узнать о произошедшем нарушении).

Вниманиеattention
Касаемо сроков рассмотрения поданной жалобы, срок её рассмотрения составляет около 30 суток с момента передачи.

В отдельных случаях, например, если проводится дополнительная проверка, срок рассмотрения может затянуться на два месяца. Об этом заявитель уведомляется в письменной или электронной форме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *